Внимание! Studlandia не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Наши специалисты оказывают услуги консультирования и помощи в написании студенческих работ: в сборе информации, ее обработке, структурировании и оформления работы в соответствии с ГОСТом. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Нужна индивидуальная работа?
Подберем литературу
Поможем справиться с любым заданием
Подготовим презентацию и речь
Оформим готовую работу
Узнать стоимость своей работы
Дарим 200 руб.
на первый
заказ

Дипломная работа на тему: Особенности поэтики повести К.М. Станюковича Вокруг света Коршуне

Купить за 600 руб.
Страниц
41
Размер файла
51.54 КБ
Просмотров
11
Покупок
0
Море с незапамятных времен манило к себе человека. Люди любовались морем, слушали шум прибоя. Море было частью бытия человека, оно одновременно пугало и притягивало своей красотой, силой и

Введение

Море с незапамятных времен манило к себе человека. Люди любовались морем, слушали шум прибоя. Море было частью бытия человека, оно одновременно пугало и притягивало своей красотой, силой и непредсказуемостью. Поэтому "корни морской темы уходят в мифы".0 Так, в мифах Древней Греции рассказывается о властелине морей - Посейдоне. Волны моря послушны малейшему движению его руки. "Когда взмахнет Посейдон своим грозным трезубцем, тогда словно горы вздымаются морские волны, покрытые белыми гребнями пены, и бушует на море свирепая буря. Но простирает Посейдон свой трезубец над волнами, и они успокаиваются. Стихает буря, снова море спокойно, ровно, как зеркало, и чуть слышно плещется у берега - синее, беспредельное".0

Море - это стихия, которая очень трудно покоряется человеку, и с ней помериться силой может лишь сильный и мужественный человек. И уже в античной литературе звучит тема борения человека с океаном, Одиссей бросает вызов грозному властелину морей - Посейдону.

В мировой литературе тема моря получила широкое освещение, русская литература также не исключение.

Краснодарский государственный педагогический институт, для которого морская тема является одной из комплексных тем кафедры русской литературы, издал книгу "Морская тема в литературе"0, в которой раскрываются истоки возникновения интереса русских писателей к водной стихии, содержатся статьи о творчестве некоторых писателей-маринистов.

Морской труд и ратный подвиг на воде занимают значительное место в фольклоре. Так, имя одного из русских богатырей, Дунай, идентично названию реки; популярные Вольга Святославович и Садко действуют в водной стихии; былины русского народа любовно говорят о "кораблях остроносых", о "парусах камчатных", о жизни моря:

На синем море сходилась погода сильная,

Застоялись черлёны корабли на синем море;

А волной-то бьет, паруса рвет,

Ломает кораблики черлёные;

А корабли нейдут с места на синем море.0

Образная символика такого выдающегося произведения Древней Руси, как "Слово о полку Игореве", тесно связана с морской стихией. В "Слове..." много упоминаний о морских пределах Киевского государства: "Половцы идут!" - от Дона и от моря, со всех сторон обступили они русские полки".0 Встречается упоминание о море и в плаче Ярославны: "О ветер, ветрило!... Разве мало тебе под облаками веять, лелея корабли на синем море?"0

Морская тема звучит и в "Слове о флоте российском" просветителя петровской эпохи Феофана Прокоповича, в стихах М.В. Ломоносова, в произведении А.Н. Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву" (глава "Чудово"), где писатель нарисовал запоминающуюся картину морской бури и прославил подвиг русского моряка Павла.

Всеволод Пантелеймонович Вильчинский писал: "Образ моря прочно вошел в русскую классическую поэзию как символ свободной, непримиримой стихии, борьбы и свободы".0 К нему обращались многие русские поэты XIX века: А.С. Пушкин ("К морю", "Погасло дневное светило"), В.А. Жуковский ("Море"), М.Ю. Лермонтов ("Гроза", "Парус", "Моряк"), Ф.И. Тютчев ("Море и утес", "Сон на море") и другие.

Зарубежные романтики также, обращаясь к теме моря, "увидели в морской стихии прибежище свободного духа".0 Они создают образы героев-бунтарей, героев-правдоискателей, восстающих против буржуазной действительности.

Образ моря встречается в романтических произведениях Д.Г. Байрона ("Корсар", "Паломничество Чайльд-Гарольда"), С.Т. Кольриджа ("Старый моряк") и др.

Кто бороздил простор соленых вод,

Знаком с великолепною картиной:

Фрегат нарядный весело плывет,

Раскинув снасти тонко паутиной.

Играет ветер в синеве пустынной,

Вскипают шумно волны за кормой.

Уходит берег. Стаей лебединой

Вдали белеет парусный конвой.

И солнца свет, и блеск пучины голубой.0

Но море является не только фоном для действий романтического героя; "морская профессия осознавалась весьма опасной и одновременно закаляющей волю и характер человека".0 Эта тема получила свое развитие в поэзии К.Н. Батюшкова ("Песнь Гарольда Смелого"), А.И. Полежаева ("Море"), Е.А. Баратынского ("Буря"), Н.М. Языкова ("Пловец") и других поэтов.

Художественная проза также не прошла мимо морской тематики. Образ моря встречается в произведениях В.Скотта ("Пират"), Д.Дефо ("Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо"), Д.Свифта ("Путешествия Гулливера").

В начале XIX веке в литературу приходят писатели-моряки: Ф.Купер, Ф.Марриет, М.Скотт.

В числе американских романтиков XIX столетия, обращавшихся к теме моря, особенно выделяется Джеймс Фенимор Купер, который считается родоначальником морского романа. "Профессиональное знание морского дела, любовь к морю и большой литературный талант Купера позволили ему создать правдивое, романтически возвышенное произведение, положившее начало морскому роману не только в американской, но и в мировой литературе",0 - пишет С.С. Иванько.

Русская художественная проза также обращалась к теме моря. Но ее развитие отличалось некоторыми специфическими чертами. Одна из характерных особенностей заключается в том, что быт корабля, духовный мир моряков долгое время не привлекали к себе внимания писателей, которые лишь попутно упомянув о корабле как средстве передвижения, сосредоточивались на описании увиденного за рубежом. Эта особенность является одним из существенных отличий русской маринистики XVIII и первой половины XIX века от зарубежной, где морская тема приобрела форму повествования о жизни и быте моряков в творчестве Ф.Купера, Ф.Марриета и других авторов,

В русской прозе писателей-моряков в те годы было немного, и их произведения не отличались особыми художественными достоинствами. А писатели, обращавшиеся к морской теме, "сами плохо знали специфику изображаемого, отводили морскому труду и подвигу весьма скромное место, в лучшем случае ограничиваясь морским пейзажем".0

Наряду с этим в маринистической прозе намечалась и другая линия развития, в которой на первое место выступало изображение быта и психологии русских моряков и их ратных подвигов.

Некоторые характерные черты русской маринистики появились в художественных произведениях Н.А. Бестужева, А. Бестужева-Марлинского, В.И. Даля, И.А. Гончарова, Д.В. Григоровича и других писателей. Но в этих произведениях авторы замалчивали тяжелое положение матросов.

Классиком и основоположником русской маринистики является Константин Михайлович Станюкович, который "одним из первых в нашей литературе показал отражение социальных и "общечеловеческих" проблем в определенной профессиональной среде и уделил много внимания ее всесторонней характеристике",0 - писал В.П. Вильчинский.

Что касается морского пейзажа, то мало найдется поэтов и писателей, которые, увидев море, остались бы к нему равнодушными. Картины природы с радужными красками, иногда пугающие, но притягивающие своей красотой, наполняют душу человека покоем и пробуждают в нем мечты о свободе, счастье.

У Байрона читаем:

Тебя любил я, море! В час покоя

Уплыть в простор, где дышит грудь вольней,

Рассечь руками шумный вал прибоя -

Моей отрадой было с юных дней.0

Тютчев перекликается с английским поэтом:

На бесконечном, на вольном просторе

Блеск и движение, грохот и гром...

Тусклым сияньем облитое море,

Как хорошо ты в безлюдье ночном.0

И наконец, у Гончарова описание моря созвучно поэтическим строкам: "Он был покоен: по нем едва шевелились легкими рядами волны, как будто ряды тихих мыслей, пробегающих по лицу; страсти и порывы молчали. Попутный ветер и умеренное волнение так ласково манили дальше, а там...".0

Пейзаж и в романтическом, и в реалистическом произведении выполняет различные функции: помогает автору в раскрытии идейного смысла произведения, служит фоном, на котором действуют герои, содействует раскрытию образов героев, обычно неразрывно связанных с природой.

"Подобрать образные поэтические сравнения, показать красоту окружающей природу - красоту, раскрывающуюся с какой-то новой стороны, неожиданной для читателя - в этом суть романтического отражения природы",0 - считает В.Д. Самойлова. Но важно показать читателю не только эту красоту, но и что-то затронуть в его душе, в его сердце, взволновать его.

И морской роман дал возможность на протяжении сотен страниц держать читателя в напряжении.

Произведения с морской тематикой отличаются динамичностью сюжета, события развертываются быстро и увлекательно, захватывая читателя своим драматизмом. "Обилие внешнего действия стало непременной и естественной чертой таких романов, ибо непрестанные изменения сюжетных ходов обусловливались природой морской стихии",0 - писала М.Н. Боброва.

Часто в морских романах отсутствует фантастическое как в событиях романа, так и в его персонажах. Но, известно, что иногда действительность превосходит даже самую смелую фантазию.

Читателя влекут к себе тайны морских просторов, секреты океанских глубин. И, естественно, привлекают рассказы людей, занятых изучением этих просторов.

Перед исследователем возникает проблема определения особенностей и сравнительно-типологический анализ произведений основоположника морского романа - Ф.Купера "Красный Корсар" и повести русского мариниста К.М. Станюковича "Вокруг света на "Коршуне"".

Цель исследования: определить точки соприкосновения и расхождения этих авторов в трактовке темы моря, проследить особенности поэтики произведений с морской тематикой у Ф.Купера и К.М. Станюковича.

Полагаю, что в результате сравнения выявится, что в творческом подходе к раскрытию морской темы у Купера и Станюковича больше различий в изображении морской жизни, чем сходных для авторов черт.

Оглавление

- Введение

- Особенности поэтики повести К.М. Станюковича Вокруг света на Коршуне

- Творческий подход Д.Ф. Купера к раскрытию морской темы в романе Красный Корсар

- Заключение

- Приложение

- Список использованной литературы

Заключение

В результате исследования особенностей поэтики романа Ф.Купера "Красный Корсар" и повести К.М. Станюковича "Вокруг света на "Коршуне"" можно выделить некоторые сходные и различные черты в подходе авторов к раскрытию морской темы.

Основные расхождения тесно связаны с тем, что писатели принадлежали к разным литературным направлениям: Купер - романтик, Станюкович - реалист.0 В связи с этим авторы ставили перед собой различные эстетические задачи.

И Купер, и Станюкович были непосредственно связаны с морем, что позволило американскому писателю создать романтически возвышенное произведение, положившее начало морскому роману, а русскому маринисту знание морского дела помогло издать первое подлинно реалистическое произведение, раскрывающее особенности морской жизни.

В результате сравнительного анализа текстов подтвердилось предположение, что в творческом подходе к раскрытию морской темы у Ф.Купера и К.М. Станюковича больше различий, чем сходных черт.

На основе текстуального анализа произведений можно сделать следующие выводы: во-первых, Фенимор Купер в романе "Красный Корсар" на первое место выдвигает романтического героя, он рисует образ героя-бунтаря, который бросает вызов и обществу, и морской стихии, в одиночку ведя борьбу за независимость североамериканских колоний.

Корсар - это "морской волк", который избороздил все моря и океаны, для него море - это прежде всего способ вырваться на свободу.

В отличие от Ф.Купера К.М. Станюкович ставит своей целью показать морскую службу как повседневную и тяжелую работу. В качестве центральной фигуры на корабле русский маринист выдвигает простого матроса - персонаж, который отсутствует в романе американского писателя. Таким образом, в повести К.М. Станюковича появляется новый герой, не романтический отщепенец-одиночка, а человек, для которого море - это служба.

Во-вторых, в отличие от "морского волка" Купера Станюкович вводит в повесть героя-новичка, которому приходиться объяснять морскую службу и раскрывать ее особенности.

Внимание писателя сосредоточено на процессе формирования характера героя, его взросления и возмужания, то есть для Станюковича характерно глубокое проникновение в психологию героя.

В-третьих, существуют различия и в изображении корабля. В романе Купера "Дельфин" является одним из героев произведения. Корабль в "Красном Корсаре" - одушевленное существо, он, как и Корсар, наделен свободной, неукротимой душой и является символом борьбы за независимость.

В повести Станюковича корабль также служит не только средством передвижения по океану, но и выполняет новую функцию - становится жизненным пространством моряков.

Но в одном мнения авторов полностью совпадают - и Купер, и Станюкович упоминают о том, что герои влюблены в корабли, гордятся ими и тщательно следят за их состоянием.

В-четвертых, море в романе Купера - это прежде всего убежище для вольнолюбивых людей, вступивших в конфликт с обществом. Морская стихия выступает как символ мечты о свободной жизни. Таким образом, море в романе Купера является фоном для действий романтического героя.

А в повести Станюковича морская стихия становится полем деятельности человека, сферой государственной службы.

Но, несмотря на эти различия, именно в изображении морского пейзажа можно выделить основные точки соприкосновения этих авторов.

Анализ произведений показал, что и в романе Купера, и в повести Станюковича пейзаж занимает значительное место. Он требует от авторов высокого поэтического стиля. Оба писателя используют при описании моря поэтические сравнения, эпитеты. Нарисованные авторами картины моря одновременно и пугают, и притягивают своей красотой.

Но в произведениях обоих авторов пейзаж выполняет не только эстетическую функцию, но и способствует раскрытию образов героев, помогает авторам дать психологическую характеристику персонажей, тесно связанных с морской стихией.

Таким образом, с помощью сравнительного анализа текстов удалось выделить основные точки соприкосновения и расхождения авторов в раскрытии морской темы.

Список литературы

1. Купер Ф. Красный Корсар. - М. - 1988.

2. Станюкович К.М. Вокруг света на "Коршуне" //Собрание сочинений в 10т. - М. - 1977. - Т.6.

3. Станюкович К.М. Морские рассказы. - М. - 1986.

4. Байрон Д.Г. Избранное. - М. - 1985.

5. Бегак Б.А. В мире приключений. - М. - 1979.

6. Боброва М.Н. Джеймс Фенимор Купер. - Саратов. - 1967.

7. Боброва М.Н. Романтизм в американской литературе XIXв, - М. - 1972.

8. Вестник научно-практической лаборатории по изучению литературного процесса ХХ века. - Воронеж. - 1997. - Вып. I.

9. Вестник научно-практической лаборатории по изучению литературного процесса ХХ века. - Воронеж. - 1998. - Вып. II.

10. Вильчинский В.П. Константин Михайлович Станюкович. - М. - Л. - 1963.

11. Вильчинский В.П. Русские писатели-маринисты. - М. - Л. - 1966.

12. Вильчинский В.П. Флагман русской маринистики //Правда. - 1968. - 30 марта.

13. Вишневский В.О. О "Цусиме" Новикова-Прибоя. - М. - 1935.

14. Волков В.П. Романы Станюковича 1870-х годов. - Л. - 1963.

15. Вулис В.З. В мире приключений. - М. - 1986.

16. Гиленсон Б.А. Романтики и утопический социализм //Социалистическая традиция в литературе США. - М. - 1975.

17. Гончаров И.А. Фрегат "Паллада". - М. - 1985.

18. Горбунов А.М. Фенимор Купер //Панорама веков. - М. - 1991.

19. Елистратова А.А. Джеймс Фенимор Купер //Купер Д.Ф. Избранные сочинения в 6-ти томах. - М. - 1961. - Т.I.

20. Задорожный В.С. С помощью Фенимора Купера //Вокруг света. - 1986. - №6.

21. Зарубежная литература XIX века. - М. - 1979.

22. Иванько С.С. Фенимор Купер. - М. - 1990.

23. История американской литературы. - М. - Л. - 1947. - Т.I.

24. История зарубежной литературы XIX века. - М. - 1982.

25. История зарубежной литературы XIX века. - М. - 1991.

26. История русской литературы XIX века //Под ред. С.М. Петрова. - М. - 1978.

27. Ковалев Ю. Герман Мелвилл и американский романтизм. - Л. - 1972.

28. Кольрижд С.Т. Сказание о Старом мореходе //Поэзия английского романтизма. - М. - 1975.

29. Кулешов В.И. История русской литературы XIX века. - М. - 1983.

30. Ладынин М.Б. Образы моря и корабля в романтическом романе //Эстетический идеал и художественный образ. - М. - 1979.

31. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. - М. - 1988.

32. Литературный энциклопедический словарь. - М. - 1987.

33. Лозовик Г.Ф. К.М. Станюкович. - Симферополь. - 1953

34. Майзельс С. "Красный Корсар" и его место среди морских романов Купера //Купер Д.Ф. Красный Корсар. - М. - 1988.

35. Максимов С.В. Литературные путешествия. - М. - 1986.

36. Минаков А. Воспоминание о Фениморе Купере //Подъем. - 1987. - №9.

37. Морская тема в литературе. - Краснодар. - 1965.

38. Николюкин А.Н. Американский романтизм и современность. - М. - 1968.

39. Нович И. Писатель-демократ К.М. Станюкович //Станюкович К.М. Избранные произведения. - М. - 1953.

40. Пантелеев Ю. Море и люди //Литературная газета. - 1968. - 17 апр.

41. Писатели США. - М. - 1990.

42. Приключения, фантастика, детектив: феномен беллетристики //Под ред. Т.Г. Струковой и С.Н. Филюшкиной. - Воронеж. - 1996.

43. Программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации. Литература. - М. - 1994.

44. Пушкин А.С. К морю //Избранные сочинения. - М. - 1992.

45. Рафикова Э.В. Фенимор Купер в оценке В.Г. Белинского - Ташкент. - 1980.

46. Русские писатели. - М. - 1990.

47. Русский фольклор. - М. - 1986.

48. Сазонова О.Т. Молодой А.Новиков - Прибои и Станюкович. - Сталинабад. - 1957.

49. Самойлова Д.В. Пейзаж как средство романтической поэтики //Пейзаж как развивающаяся форма воплощения авторской концепции. - М. - 1984.

50. Свиридова З.И. К.М. Станюкович. - М. - 1955.

51. Скотт В. Пират. - М. - 1990.

52. Слово о полку Игореве. - М. - 1986.

53. Стрельников Б. День с Фенимором Купером //Правда. - 1976. - 28 ноября.

54. Тамарченко Н.Д., Стрельцова Л.Е. Путешествие в "чужую" страну. - М. - 1995.

55. Тютчев Ф.И. Как хорошо ты, о море ночное //Стихотворения. - М. - 1987.

56. Урнов Д.М. Шторм у дальних берегов // Скотт В. Пират. -М. - 1990.

57. Усманова Р.Ф. Джордж Гордон Байрон //Байрон Д.Г. Избранное. - М. - 1985.

Как купить готовую работу?
Авторизоваться
или зарегистрироваться
в сервисе
Оплатить работу
удобным
способом
После оплаты
вы получите ссылку
на скачивание
Страниц
41
Размер файла
51.54 КБ
Просмотров
464
Покупок
0
Особенности поэтики повести К.М. Станюковича Вокруг света Коршуне
Купить за 600 руб.
Похожие работы
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
Прочие работы по предмету
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
103 972 студента обратились
к нам за прошлый год
1953 оценок
среднее 4.2 из 5
Александр Спасибо большое за работу.
uzinskayaantonina Прекрасный эксперт, все очень хорошо сделала, умничка каких мало, были проблемы с самим сайтом (некорректно работал...
Михаил Спасибо большое за доклад! Все выполнено в срок. Доклад был принят и одобрен.
Михаил Очень долго искала эксперта, который сможет выполнить работу. Наконец-то нашла. Работа выполнена в срок, все,как...
Юлия работа выполнена отлично, раньше срока, недочётов не обнаружено!
Юлия Работа выполнена качественно и в указанный срок
Ярослава Эксперта рекомендую !!!! Все четко и оперативно. Спасибо большое за помощь!Буду обращаться еще.
Ярослава Благодарю за отличную курсовую работу! Хороший эксперт, рекомендую!
Марина Хорошая и быстрая работа, доработки выполнялись в кратчайшие сроки! Огромной спасибо Марине за помощь!!! Очень...
Мария Благодарю за работу, замечаний нет!

Рассчитай стоимость работы через Telegram